- О программе
- Макроэкономика устойчивого развития 2020-2021
- Требования к участникам
- Принять участие
1 феваря 2021 года стартует первая совместная образовательная программа Фонда Егора Гайдара и Европейского университета в Санкт-Петербурге в формате повышения квалификации.
Программа «Макроэкономика устойчивого развития» ориентирована на преподавателей экономики российских вузов (преимущественно – региональных) и нацелена на формирование компетенций, необходимых для разработки рабочей программы, учебно-методических материалов и последующего преподавания на современном уровне таких дисциплин, как «Макроэкономика», «Экономический рост», «Экономика природных ресурсов», «Устойчивое развитие», и им подобных.
Очно-заочное обучение по программе рассчитано на десять месяцев. Две очные двухнедельные сессии (в феврале и июне 2021 года) проходят в Москве, в промежутке между ними и после второй сессии слушатели выполняют обязательные задания при поддержке преподавателей. Программу ведут преподаватели факультета экономики Европейского университета в Санкт-Петербурге.
Обучение бесплатное. Фонд Егора Гайдара покрывает расходы на обучение, проживание и питание на время проведения очных сессий в Москве или Подмосковье, а также обеспечивает трансфер слушателей от Москвы до места обучения в день приезда и обратно до Москвы в день отъезда.
По итогам программы слушатели получают Удостоверение о повышении квалификации Европейского университета в Санкт-Петербурге.
Цель программы. Программа повышения квалификации «Макроэкономика устойчивого развития» нацелена на формирование компетенций, необходимых для разработки рабочей программы, учебно-методических материалов и последующего преподавания на современном уровне таких дисциплин, как «Макроэкономика», «Экономический рост» «Экономика природных ресурсов», «Устойчивое развитие» и им подобных.
Программа будет направлена на то, чтобы (а) структурировать, систематизировать, восполнить пробелы (при необходимости) знания слушателей программы в области макроэкономики, (б) дополнить знания слушателей разделами, посвященными вопросам экономики окружающей среды и экономической политики (в том числе направленной на устойчивое развитие), (в) дать слушателям представление о более продвинутых разделах макроэкономики (в частности, о динамических моделях макроэкономики).
Предполагается, что в течение всей программы участники будут работать над учебно-методическими материалами, которые будут полезны для их преподавательской деятельности (и интересны для их студентов!), по дисциплине (или отдельным темам), имеющей отношение к макроэкономике, экономическому росту, устойчивому развитию, проблемам экономики окружающей среды. В процессе этой работы слушателям будет предложено активно участвовать в разработке новых задач, тестов, кейсов, вопросов при поддержке преподавателей из ЕУСПб.
Форма обучения: очно-заочная с применением дистанционных образовательных технологий. Очное обучение осуществляется в ходе двух двухнедельных сессий: 1-12 февраля 2021 года и ориентировочно 31 мая – 11 июня 2021 года. Дистанционный формат будет использоваться для организации консультаций преподавателей в ходе выполнения слушателями промежуточных заданий.
Продолжительность программы с учетом подготовки итоговой зачетной работы: 10 месяцев.
Итоговый документ. Успешно освоив программу, слушатели получают Удостоверение о повышении квалификации Европейского университета в Санкт-Петербурге.
Структура программы. В каждую очную сессию слушатели проходят по три небольших курса под руководством трех преподавателей. Каждая очная сессия завершается небольшим зачетом по пройденному в рамках всех курсов материалу. Предварительные названия и краткие описания курсов с распределением по сессиям приведены ниже.
Блок 1 (февраль 2021)
Основная цель блока 1 – обеспечить фундамент для интегрирования вопросов, связанных с устойчивым развитием в блок макроэкономических дисциплин, определить основные понятия, описать и детально проработать базовые модели, на основе которых можно углубляться в тему устойчивого развития.
Закрытая макроэкономика
Содержание первого курса программы охватывает круг вопросов, связанных с важнейшими макроэкономическими понятиями и концепциями. В первую очередь эта часть программы позволит слушателям внимательно посмотреть на тонкости и детали, связанные с представлением основных определений, описания данных, рассмотрения базовых моделей макроэкономики для случая закрытой экономики. В рамках курса будут детально рассмотрены такие ключевые понятия, как ВВП, инфляция, безработица, бюджетный дефицит, производственная функция, функция потребления, инвестиционная функция и т.п. Подробно, с детальным разбором всех предпосылок и их применения, будут рассмотрены неоклассическая, кейнсианская, IS–LM и AD–AS модели, а также эффекты от проведения фискальной и денежно-кредитной политик в рамках каждой из моделей. Особый упор будет сделан на различные варианты представления материала студентам, в зависимости от уровня сложности курса.
Основные темы:
– Введение в макроэкономику. Макроэкономическая статистика.
– Репрезентативные агенты в базовых моделях макроэкономики.
– Основные макроэкономические рынки: продукта, финансовый, труда, денег.
– Базовые модели: простейшая неоклассическая, простейшая кейнсианская, IS-LM.
– Объединение базовых моделей: модель AD-AS, кривая Филлипса; макроэкономическая политика.
Международная экономика
По мере того, как мировое сообщество становится все более взаимосвязанным и взаимозависимым, экономисты вплотную сталкиваются с феноменом глобализации. В данном курсе программы предлагается рассмотреть экономические, социальные и политические основы глобальной экономической интеграции, а также проанализировать детерминанты международной торговли и сравнительных преимуществ стран и регионов мира. Кроме того, в курсе будут обсуждаться вопросы, касающиеся международных потоков капитала, распределения производственных ресурсов, устройства международной финансовой системы. Задача курса — дать слушателям представление об основных инструментах анализа макроэкономической динамики различных стран, вписанных в глобальную экономику.
Основные темы:
– Основы глобальной экономики: глобализация, открытая экономика, международная торговля.
– Международные потоки капитала: платежный баланс, дефициты-близнецы, фискальная политика.
– Основы валютного рынка: фиксированный и плавающий обменный курс, паритет процентных ставок, эффект Балассы–Самуэльсона; оптимальные валютные зоны, денежно-кредитная политика, Европейский валютный союз.
– Финансовые кризисы: спекулятивные атаки, валютные кризисы.
– Международная торговля: современные модели международной торговли, торговая политика и торговые войны.
– Проблемы международной экономики: глобализация и неравенство, координация торговой политики, феномен Трампа и Брекзит.
Экономический рост и устойчивое развитие
Объяснение долгосрочного экономического развития является одной из главных и популярных тем всей̆ экономической науки в целом. В настоящий момент перед любой современной теорией роста стоят две важнейшие задачи: внести свой вклад в понимание и объяснение различных трендов уровней жизни в разных странах, а также определить, при каких условиях текущее развитие будет устойчивым во времени. Для этого необходимо разобраться в базовых понятиях и моделях теории роста, а затем на их основе изучить, как экономисты реагируют на актуальные в настоящий момент вызовы устойчивому развитию.
Основные темы:
– Экономический рост и развитие: стилизованные факты, основные подходы к анализу.
– Простейшие модели экономического роста: народонаселение и рост, мальтузианская теория народонаселения.
– Модель Солоу: технический прогресс и экзогенный рост, остаток Солоу, человеческий капитал.
– Эндогенный экономический рост: экстерналии; инновации.
– Связь экономического роста с институтами и неравенством. Возможности государства по влиянию на экономический рост.
– Экономический рост с учетом: глобализации; ограниченных природных ресурсов и необходимости поддержания функционирования окружающей среды.
Базовая литература
Асемоглу Д. Введение в теорию современного экономического роста. В 2-х книгах. М.: Дело. 2018.
Воллрат Д., Джонс Ч.И. Введение в теорию экономического роста. М.: Дело. 2018.
Вымятнина Ю.В., Борисов К.Ю., Пахнин М.А. Макроэкономика: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. В 2 частях. М.: Юрайт, 2016.
Carlin W. Soskice D. Macroeconomics: Institutions, Instability, and the Financial System. Oxford University Press. 2015.
Uribe M., Schmitt-Grohé S. Open Economy Macroeconomics. Princeton University Press. 2017.
Wang P. The Economics of Foreign Exchange and Global Finance. 3rd ed. Springer Texts in Business and Economics. 2020.
Дополнительная литература
Киреев А. П. Международная мaкроэкономика. М.: Международные отношения. 2014.
Курзенев В.А., Матвеенко В.Д. Экономический рост. Изд. Питер, 2018.
Спенс М. Следующая конвергенция. Будущее экономического роста в мире, живущем на разных скоростях. Изд. Инст. Гайдара. 2013.
Хелпман Э. Загадка экономического роста. Издательство Института Гайдара, 2011.
Krugman P. R., Obstfeld M., Melitz M. International Economics: Theory and Policy, 11th ed. Pearson. 2018.
Makin A. J. International Money and Finance. Routledge. 2017.
Scarth W. Macroeconomics. The Development of Modern Methods for Policy Analysis. Edward Elgar. 2014.
Блок 2 (май-июнь 2021)
Экономика окружающей среды
Данный курс знакомит слушателей с современным состоянием экономической теории экологических экстерналий и изменения климата. Будут затронуты как специфические для данной дисциплины методы экономико-математического анализа загрязнений окружающей среды, так и вопросы экологической экономики (ecological economics в ее отличии от environmental economics). В рамках курса слушатели сформируют представление о современных дебатах по поводу влияния экономического развития на изменение климата, об основных подходах к решению проблем, возникающих при экономическом анализе рынков с внешними эффектами, а также получат навыки формирования и оценки политик, связанных с регулированием экономической деятельности на рынках с различными негативными экстерналиями.
Экономическая политика
Курс рассматривает основные вопросы, связанные с проведением экономической (в первую очередь макроэкономической) политики, на трех основных уровнях. Первый уровень – уровень агрегирования индивидуальных предпочтений, включает обсуждение проблемы агрегирования, возможность агрегирования с минимальными требованиями к правилу агрегирования, формально полученные результаты (теорема Эрроу о невозможности), а также реализуемые на практике процедуры голосования. Эта часть является междисциплинарной и позволяет привлечь материал из арсенала политологии. Второй уровень – уровень выбора институтов для решения выявленных проблем, включает рассмотрение возможного выбора – рынок или государство, краткий разбор теорем экономики благосостояния, «провалы» этих институтов. Третий уровень – уровень собственно макроэкономической политики (на основе макроэкономических моделей, в первую очередь рассмотренных в рамках первой сессии). Отдельный блок курса посвящен проблемам макроэкономической политики в периоды экономических и финансовых кризисов. Курс предполагает самостоятельный анализ слушателями макроэкономической политики в выбранной ими стране на всех трех уровнях анализа.
Динамические модели макроэкономики
В последнее время экономисты проявляют все больший интерес к проблемам распределения доходов и богатства внутри стран и между разными странами. В данном курсе будут рассмотрены основные модели макроэкономической динамики (включая модели эндогенного экономического роста), посвященные проблемам распределения доходов и богатства в рыночных экономиках, в рамках анализа которых будут выявлены механизмы деления общества на бедных и богатых в рыночной экономике. Целью данного курса является знакомство с современным состоянием теории экономического роста и распределения. Задачи обучения состоят в формировании представлений о возникновении экономического неравенства, его зависимости от уровня развития и влиянии на экономическую динамику, а также получении студентами знаний о динамике неравенства на глобальном и национальном уровнях.
Состав курсов второй сессии может быть несколько изменен в зависимости от уровня подготовки и пожеланий участников программы, равно как и более конкретное содержание курсов второй сессии будет опираться на пожелания и интересы участников проекта, выраженные во время и после первой сессии.
К участию в конкурсе приглашаются молодые (до 45 лет) преподаватели экономических дисциплин российских вузов (преимущественно – региональных).
Требования к участникам:
1. Наличие высшего образования.
2. Подтвержденный статус преподавателя экономики в образовательной организации, осуществляющей основные программы профессионального образования.
3. Знание (желательно преподавание) макроэкономики и/или смежных дисциплин не ниже промежуточного уровня, эконометрики (достаточно базового уровня), высшей математики (в первую очередь – оптимизации).
4. Знание английского языка, достаточное для чтения и понимания научных статей по экономике.
Преимущество при отборе будут иметь те абитуриенты, которые впервые планируют участвовать в очно-заочной образовательной программе для преподавателей вузов, организуемой Фондом Егора Гайдара.
Набор на программу осуществляется на конкурсной основе. Всего будет отобрано 20 слушателей.
Для того, чтобы принять участие в конкурсе на обучение по программе повышения квалификации «Макроэкономика устойчивого развития», необходимо сделать следующее:
1. Заполнить анкету онлайн
Заполнить анкету участника конкурса на обучение по программе повышения квалификации «Макроэкономика устойчивого развития».
2. Подготовить CV
CV должно быть составлено на русском языке и содержать информацию:
– об образовании, месте работы и должности,
– о названиях учебных дисциплин, которые читает абитуриент (обязательно указать, является ли участник конкурса единственным преподавателем читаемой дисциплины или он читает ее совместно с кем-то; в последнем случае следует указать, каково разделение труда),
– об исследовательских проектах (при наличии),
– об участии в международных и российских конференциях и стажировках (при наличии),
– о выигранных научных грантах (при наличии);
– о публикациях в рецензируемых научных журналах (при наличии).
3. Написать мотивационное письмо
В письме участнику конкурса нужно рассказать о том, чем привлекательна эта программа повышения квалификации, чем она будет полезна, каковы личные цели участия в этой программе, а также о планах по применению полученных знаний и умений в своей преподавательской деятельности. Приветствуется план по разработке или совершенствованию материалов для студентов. Мотивационное письмо не должно превышать 2 страницы формата А4.
4. Подготовить образец преподавательских материалов
Образец собственных преподавательских материалов может быть любым – презентация к лекции, коллекция заданий и вспомогательных материалов к семинарскому/практическому занятию, текст части лекции или целой лекции, часть учебно-методического пособия. Главное требование – образец должен быть самостоятельно подготовлен участником конкурса и сопровождаться пояснениями, в рамках какой дисциплины он используется, а также на какой уровень аудитории он рассчитан (уровень программы – бакалавриат, магистратура, аспирантура, курс обязательный или нет, каковы входные требования к аудитории).
5. Заручиться рекомендательным письмом
Письмо должно быть написано деканом факультета (или иного аналогичного по статусу руководителя структурного подразделения; в крайнем случае – от заведующего кафедрой). Основной акцент письма: целесообразность участия абитуриента в данной программе, ожидаемые вузом результаты. Форма письма – произвольная.
6. Заполнить согласие на обработку персональных данных для Фонда Егора Гайдара
Заполнить, подписать и отсканировать согласие на обработку персональных данных для Фонда Егора Гайдара.
7. Заполнить согласие на обработку персональных данных для ЕУСПб
Заполнить, подписать и отсканировать согласие на обработку персональных данных для ЕУСПб.
8. Выбрать образец своей статьи или завершенной, но не опубликованной научной работы
Выбрать и подготовить скан своей статьи или завершенной, но не опубликованной научной работы (например, выпускной работы) для включения в пакет документов. Требование не является обязательным.
9. Отправить документы
Направить по электронной почте isti@gaidarfund.ru с пометкой «Макроэкономика устойчивого развития» пакет заявочных документов:
1) CV
2) Мотивационное письмо
3) Образец преподавательских материалов
4) Скан рекомендательного письма от руководства факультета (кафедры)
5) Подписанные сканы бланков согласия на обработку данных для Фонда Егора Гайдара и ЕУСПб
6) Скан документа, удостоверяющего личность слушателя
7) Скан научной статьи или завершенной, но не опубликованной научной работы (по желанию)
Заявки по электронной почте принимаются до 15 ноября 2020 года.
Оригиналы согласия на обработку персональных данных для Фонда Егора Гайдара и заявления-согласия для ЕУСПб необходимо отправить в московский офис Фонда Егора Гайдара по адресу: 127055, Москва, ул. Тихвинская, д. 2, оф. 6, с пометкой «Макроэкономика устойчивого развития». К рассмотрению принимается только полный пакет документов.
Оригиналы документов должны поступить в Фонд Егора Гайдара до 15 ноября 2020 года.
Итоги конкурса будут подведены не позднее 30 ноября 2020 года. Результаты конкурса будут доведены до всех его участников. Победители конкурса получат приглашение на учебу.
Макроэкономика устойчивого развития
- Летняя дискуссионная школа GAIDPARK
- Зимняя дискуссионная школа GAIDPARK
- Исторический уик-энд
- Летняя школа РЭШ и Фонда Егора Гайдара по экономической теории
- Программы ВШЭ и Фонда Егора Гайдара по экономической теории
- Открытый университет Егора Гайдара
- Стипендия им. Егора Гайдара
- Российская летняя школа по экономике труда
- Russian Summer School on Institutional Analysis
- Дискуссионная программа GAIDPARK-ШКОЛА
- Международная дискуссионная школа GAIDPARK
- Региональные дискуссионные школы GAIDPARK
- Программа повышения квалификации МВШCЭН и Фонда Егора Гайдара
- Программы повышения квалификации МГУ и Фонда Егора Гайдара
- Экономика для неэкономистов
- GaidLine.Media
- Макроэкономика устойчивого развития
- Семинары Открытого университета Егора Гайдара
- Семинары Открытого университета Егора Гайдара
- Университет здорового человека